maxbaer (maxbaer) wrote,
maxbaer
maxbaer

Categories:

каннибалы, людоеды, антропофаги

Caspar_Plautius_-_Indios_als_Kannibalen,_1621
нет, не про политику, расслабьтесь.
каннибалы меня очень "привлекали" с тех пор, как я стал увлекаться ужасами.
наверное, они кажутся мне самой зловещей фигурой, из всех, которые можно использовать как "фактор страха".
и дело не в том, что каннибалы (в отличие от "настоящих", мистических вампиров, оборотней, мертвых зомби или лавкрафтовских Древних) существуют в реальности и от них можно реально пострадать.
все-таки шанс стать жертвой обычных преступников, которые убить-запытать могут с тем же успехом, куда выше.
"просто охреневшие от безнаказанности мерзавцы" тоже могут выступать в качестве антогонистов и быть очень (и очень ПРАВДОПОДОБНО) зловещи, но того ужаса, что людоеды, не внушают.
наверное потому, что в каннибализме есть что-то непоправимо неправильное, безумное, нарушающее естественный ход вещей, чем любые другие зверства, поглощением крови и плоти врага не сопровождающиеся.
к тому же за каннибализмом (опять же в отличие от обычных убийств или пыток) тянется шлейф культуры, он завязан на древнем, доцивилизованном, дочеловеческом.
он вызывает в воображении картины немыслимой древности, зари мира, и одновременно его упадка, заката.
ассоциируется с последней, крайней стадией разложения личности и социума, уводит куда-то за грань.
можно поворачивать этот "фактор ужаса" как в естественнонаучную, так и в мистическую сторону, и все равно будет кошмар и ужас.
долгое время каннибалов показывали прежде всего, как реликты дикости, живущие в местах, куда ПОКА не проник свет цивилизации, как наследников темных прошлых времен.
этому посвящена вся итальянская линейка каннибальских фильмов:
ital
cannibal
ital2
ital3
ital4
ital5
ital6
мало- (иногда вообще без-)бюджетные, наивные, полулюбительские эти фильмы старались брать экзотикой или наоборот - натурализмом, соответственно скатываясь то в голимый gore, то в обычные "приключения в джунглях", и в массе своей являются забубенным трэшем, но среди них были свои удачи.
это во-первых сделанный в moсkumentary-стиле (за тридцать лет до того, как это стало модным) "Ад каннибалов", включающий в себя не только расчлененку, но и неиллюзорные элементы социальной сатиры:

во-вторых "Последний людоед в мире" - менее гротескный, чем большинство собратьев по жанру, посвященный выживанию в джунглях Новой Гвинеи:

и об одиноком безумце, который распробовал человечину после кораблекрушения, и так и вошел
во вкус:

в современной мифологии каннибализм перестал быть так связан с древними культурами, "белыми пятнами на карте" и прочими джунглями. нынче людоедство ассоциируется с выродившимися, одичавшими, но сохранившими остатки цивилизованных навыков, замкнутыми социумами из "глубинки".
да-да, "реднеки-каннибалы".
какая-то доля правды под этим есть, деградировавшие от алкоголизма низы общества в самом деле грешат людоедством, по принципу "замочил собутыльника - не закапывать же, а то сколько закуси пропадет".
но все же "живущие в глуши охотники на людей" это чистой воды современный миф.
который, однако, много говорит о современном обществе, о том, чего оно больше всего боится.
дикости.
поворот2
поворот
фильмов на эту тему несть числа.
снимают их в основном в США, так что профессионализма у создателей - лопатой не перекидать. а вот с фантазией бедновато. но зрители любят знакомые, варьирующиеся лишь в мелочах сюжеты. потому кино про "группу моложежи заплутавшую в сельской местности и попавшую на обед к выродившимся от инцеста сельским уродам" снимать будут до морковкина заговенья.



на эту же тему отметились французы.
только у них жрут человечину потомки немца-нациста.

там еще есть прекрасный мостик к моим любимым "червям земли", ушедшим в землю мутантам, выходящим наверх только для охоты. хе-хе.
но не всегда выродки лютуют в захолустье.
иногда достаточно спуститься в метро:

отдельно я бы рассмотрел фильмы, в которых каннибализм идет на фоне пост-апа, то есть людей заставляет лакомиться друг другом не извращенность натуры, а банально голодуха. а так же то, что Начальство Ушло.
самые свежие представители жанра:


и вот любопытный фильм о том, что для некоторых конец света ПОВОД стать покрытыми ритуальными шрамами каннибалами. банду бродяг ничто кроме тяги к насилию не заставляло превращаться в людоедов.
но МОЖНО, и они стали косплеить Безумный Макс и жрать людей:

отдельно надо выделить "Людоеда".
при первом просмотре он показался мне "мрачным вестерном о хтонической индейской жути".
а при недавнем пересмотре выяснилось, что он очень черная комедия.

дальше можно тянуть за цепь культурологических ассоциаций, вплоть до "пожирания богов".
это позволяет авторам фильмов и книг наворачивать "умняка", ставя свои произведения на грань с арт-хаусом.
у Феллини (вот уж трудно представить режиссера заумнее) тоже людей ели:

Хенриксен у Джармуша тоже не брезговал человечиной:

забавная пост-модернистская выходка Нила Маршалла "Судный день", в которой автор прогоняет героев через разные жанры от зомби-муви до "средневекового пост-апа", в том числе заводит их и на пир к панкам-каннибалам.

образ сохраняющего разумность, культурного, "цивилизованного" людоеда используется намного реже.
самый известный представитель этого типа - Ганнибал Лектор.
lector

но в целом за обаятельную, утонченную нелюдь нынче идет вампир.
правда раньше вампиры не были ни утонченны, ни даже разумны, больше напоминая современных зомби, при этом не брезговали и плотью жертв.
образы вампира и зомби смыкаются, современного вампира придумал Полидори в начале 19 века, тогда как "гули" (слова зомби в оригинальном фильме не было) Ромеро, которые пребывают с нами с 1968 года и видимо навсегда, больше похожи на "исторических" вампиров.
но этих монстров, как и бесконечно мной любимых "червей земли" - ушедших под землю, превратившихся в крысоподобных хищников, бывших людей, я тут рассматривать не буду.
worm
это тема для другого поста.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments